Итак, насколько совместима машина от отечественного производителя с газовым оборудованием, какие у этого метода преимущества и недостатки, и могут ли возникнуть проблемы после установки? Сегодня проблема экономии на топливе не является новой, и многие задумываются все чаще о том, что следует установить газобаллонное оборудование. Владельцы автомобиля Лада Гранта и так по определению сэкономили, приобретая такую модель, но все же сама идея использовать как топливо природный сжиженный газ – очень заманчива. Если человек ездит много – то ему определенно стоит задуматься о том, что газ намного дешевле, чем бензин или дизельное топливо. Газ уже себя проявил достаточно успешно в паре с карбюраторной системой, а теперь его переносят и на инжекторные. Правда, в последнем случае возникают некоторые технические проблемы.
Возможные проблемы на разных блоках управления
Например, первая проблема – она же и самая простая, звучит так: «Что делать с бензонасосом, форсунками?». Ответ также простой – форсунки советуют выключать. Вот некоторые способы как это осуществить: первый – программный способ. Специалисты пользуются прошивкой двух режимов – газ-бензин, при этом, когда ГБО работает в Ладе Гранта, то форсунки не работают. Второй способ – выключить форсунки при помощи реле или эмулятора форсунок. С бензиновым насосом можно поступить также, чтобы предотвратить его «холостую» работу. Или же можно оставить насос включенным и благодаря этому рампа форсунок быстро охладится.
Существуют прошивки «Январь» (пока не устанавливается на Гранту, но в будущем возможно) - в них прошивку с двухрежимной программой реализовать удается. Есть две части программы для работы с газобаллонным оборудованием – это как понятно из названия бензиновая и газовая. Драйвера форсунок и бензонасоса с исправлением зажигания для оптимального функционирования с газом отключены. В блоке управления BOSCH М 1.5.4. тоже есть два режима, только если использовать ее для Лады Гранта не получится выключить форсунки, потому что программа одна, а калибровочных наборов – два. В таком случае используют прямое выключение и простой эмулятор форсунок. В сложных типах эмуляторов содержатся полевые ключи, которые нужны для того чтобы получить отключение без разрывов. Есть варианты, когда процесс переключения между прошивками делается автоматически. Газовый клапан включается и соответственно прошивка для газа должна включиться следом. При этом при таком переключении на Лада Гранта может случиться замыкание на клемму «земля» от контакта 52 ЭБУ.
Кроме описанного, есть и другая проблема – как реализовать правильную подачу газа. Это особенно актуально для режимов переходного типа, в которых совмещение систем с газобаллонным оборудованием не предусматривается изначально. Для примера можно упомянуть о долгом движении накатом, а потом когда открывается дроссель можно услышать «хлопки» - так взрывается обедненная смесь в ресивере. Когда машина двигается «накатом», в ресивере получается сильноразреженная атмосфера, а когда заслонка уже открыта, засасывается большое количество воздуха. ГБО таких вещей не учитывает, и получаются взрывы. Из-за них может случиться то, что ДМРВ выходит из строя. Достаточно трех-пяти сильных «хлопков». Потому в ресиверах на входе стоят «хлопушки» - это делают при установке ГБО. Правда, хлопки все же остаются, но их меньше. Динамика автомобиля может меняться в худшую сторону. В Ладе Гранта на бензине получается сужение проходного отверстия на ресиверном входе. Сама хлопушка также может деформироваться при взрывах.
Есть такие случаи, когда хлопки появляются и при использовании бензинового топлива – когда включается зажигание. В процессе газ попадает в ресивер без перебоев – потому и хлопки можно слышать постоянно. Когда включается зажигание – идет искра – так получается глюк у некоторых систем впрыска. Чтобы от него избавиться, рекомендуется поставить реле, которое будет задерживать подачу питания на зажигательный модуль. Его еще некоторые называют «антипух».
Теперь подробнее о третьей проблеме. Она связана с новыми электронными блоками управления от Бош – МР7.0 и М7.9.7. Такие системы разрабатывались для токсических норм по стандартам Евро-2 и Евро-3. Расчет топливоподачи содержит в себе модель двигателя в математическом виде. Математическая модель все время изменятся – это зависит от условий использования и режимов – называется это самообучением системы. Именно поэтому невозможно переключаться на газ с бензина в любой момент – чтобы Лада Гранта работала на другом топливе надо программно сбросить ЭБУ – так сказать очистить то, чему обучилась система сама. Если память не очищать, то машина не будет работать нормально ни в одном, ни в другом режиме. Поэтому так непросто установить газобаллонное оборудование на инжекторные машины, если в них стоят BOSCH, МР 7.0. Этот блок надо менять на «Январь» в любой модификации пятой версии.
Чтобы решить существующую проблему пассивной подачи газа в ресивер, в России разработали систему инжекторной подачи газа. Назвали ее ГИГ-3. Запатентованная газовая форсунка прилагается. В принципе система ГИГ – это газовый моно-впрыск, когда газ подается благодаря особой форсунке по сигналу своего управляющего блока. В теории все достаточно просто и технично, правда, был проведен опыт, в котором из трех купленных комплектов не стал работать ни один из них. Проблема состояла в изменяющейся производительности форсунки в произвольные моменты.
Почему же все-таки некоторые устанавливают ГБО на Ладу Гранта? Во-первых – самое очевидное это дешевое топливо. Против установки газобаллонного оборудования на Ладу – стоимость ремонта после установки может перекрыть экономию от использования природного газа.
Разница работы двигателя при использовании газа и бензина
У работы двигателя внутреннего сгорания на газе есть технические особенности. Первое – то, что бензин при распылении понижает температуру клапана. Когда машина работает на газе, такого не бывает. Вещество пропан-бутан характеризуется количеством ОЧ - 110 – из-за этого горение медленнее и с высокой температурой, которая накаляет клапаны и седел. В основном клапаны охлаждаются из-за теплоотдачи в процессе контакта тарелки клапана с седлом. А газ сгорает весь без образования остатков углерода. В бензине немалое содержание маслянистых углеводородистых примесей, а еще и присадки, которые создают тонкую пленку на поверхности которыми клапан касается седла и предотвращает быстрое изнашивание. Если система работает на газу – то во время непосредственного контакта между металлическими поверхностями температура повышается и начинается процесс микроплавления с окислением продуктов плавления и последующим образованием абразивной поверхности. И как итог – поверхности изнашиваются и теплообмен нарушается. Когда система инжекторная, то нужно обязательно корректировать угол зажигания.
Если устанавливать ГБО скрупулезно, то, в принципе, повсеместный способ установки неправильный в корне. Ведь газ, как и другое топливо, должен выдаваться порционно по запросам двигателя, а большинство получает постоянную принудительную подачу газа. Когда внутри дроссельного патрубка ставится устройство подачи газа, то в два и более раз уменьшается проходное отверстие канала забора воздуха. Тогда у Лады Гранта никак не получится нормальная динамика. Аналогично влияет и хлопушка, которая ставится на датчик массовой раздачи воздуха. Проверяются такие вещи просто – надо прокатиться на машине при снятом устройстве подачи газа. При работе в режиме газа принудительно обрываются топливные форсунки и бензонасос. При этом в блок управления вносятся неверные данные и, как результат, машина работает в неправильном режиме. Перед установкой ГБО стоить проверить исправность системы зажигания – а именно свечи, их наконечники и высоковольтные провода. После того, как газобаллонное оборудование было установлено, надо отрегулировать редуктор и подачу газа. Для этого есть специальные устройства.
Если не следовать рекомендациям, то в результате будет увеличенный расход бензина и газа, а запускать двигатель в холодное время будет все сложнее. А если машина будет работать на газу все время, то топливные форсунки закоксуются, и работа на бензине будет очень неприятной.